Статья: Риски инновационной активности бизнеса
Подготовлено KRISS Group к 10-му юбилейному
Симпозиуму по стратегическому планированию
Исследование затрагивает вопросы управления рисками при переходе региональной экономики на инновационный путь развития. Материалы исследования обсуждались на 4-ой Секции - «Стратегическое планирование на мезоэкономическом (региональном и отраслевом) уровне» (Москва, 14-15 апреля 2009).
Отмечено, что воздействие кризиса помимо негативных сторон, создает условия для изменения структуры регионального бизнеса – повышая привлекательность производственной деятельности, ориентированной на внешние рынки.
Результаты исследования могут быть интересны менеджерам и собственникам компаний, занимающихся инновационной деятельностью, а также представителям региональных властей, курирующим вопросы развития экономики.
Риски инновационной активности
Построение «Профиля риска инновационного предприятия» требует актуализации (формулирования) цели, относительно которой определяются внешние и внутренние факторы риска.
Актуализация цели: Развитие бизнеса производственных предприятий, увеличение активности в разработке и продвижении на рынок инновационной продукции (электроники, приборо- и машиностроения).
В соответствии с целью определялся базовый набор факторов риска инновационной деятельности предприятий (Орловский регион, отрасли электроники, приборо- и машиностроения), состоящий из 23 факторов (11 – внешних и 12 – внутренних, по отношению к предприятию, факторов риска).
Результаты экспертных оценок отобранных факторов риска показали, что наибольшее негативное воздействие на достижение указанной выше цели оказывают:
внешние факторы риска:
-
«1.9 Нестабильность макроэкономики - Падение спроса на инновационную продукцию в условиях экономического кризиса и нестабильности»
-
«1.10 Негативное изменение валютного курса - Затруднения с поставками импортных комплектующих из-за колебаний валютного курса, роста таможенных ставок и т.п.»
-
«1.4 Консервативный подход покупателей - Потребители предпочитают работать со старыми образцами продукции, отсутствуют стимулы для использования нового»
внутренние факторы риска:
-
«2.2 Система продвижения и продаж - Отсутствие эффективных каналов сбыта, слабо развитая дилерская сети, необходимые для продвижения и продажи инновационной продукции предприятия»
-
«2.6 Недостаток квалифицированных специалистов - Нехватка инженеров и специалистов для разработки и производства инновационной продукции»
-
«2.3 Неэффективное управление предприятием - Недостаточное качество управления, методов работы или управленческой команды»
Выводы, снижение рисков инноваций
Накопление "критической массы" публикаций со словом "инновации", с одной стороны, рост зрелости бизнеса и снижение рентабельности в традиционных секторах экономики - с другой, постепенно сближают позиции экономистов-теоретиков и бизнесменов-практиков. На повестке дня стратегия дальнейшего развития регионального бизнеса.
На региональном уровне происходит уточнение федеральной инновационной политики в более-менее конкретные направления развития экономики, учитывающие особенности региона (заделы прошлых периодов, ресурсы, потенциал и т.п.). Сформированные в регионах стратегии развития до 2020 года дают региональному бизнесу ориентиры и снижают риски в принятии решения о выборе вариантов дальнейшего развития.
Очевидно, что инновации должны быть направлены в первую очередь на улучшения в традиционных отраслях экономики региона. Получив опыт инноваций в традиционных сегментах, снижается уровень риска при формировании новых отраслевых сегментов.
Для бизнеса важно определить долгосрочное направление, где он будет не одинок в проектировании, производстве и продвижении продукции на внешние рынки. Снижение рисков бизнеса в новом направлении может быть достигнуто, в том числе, за счет использования кластерного подхода и отраслевой специализации региона.
Инновации должны приносить коммерческий результат – они должны продаваться. Соответственно, важно развитие маркетинговой стратегии инновационной региональной экономики – определение возможностей продвижения на рынок и перспективы продаж новой продукции для снижения важных для бизнеса, коммерческих рисков инноваций.
Вернуться к списку статей